"Кино" в переводе с греческого означает "двигаю", "двигаюсь". Это относительно молодой вид искусства, но по влиянию, популярности и массовости ничто с ним не может соперничать. Мы имеем все основания гордиться российским кино. Наш кинематограф имеет славную историю, многие кинофильмы советских времен завоевали любовь не только в России, но и во всем мире, и остаются популярными даже спустя десятилетия.
Кино в Россию завезли французы, как и круассаны, шампанское и многое другое. Собственно, именно Францию можно считать родоначальницей кинематографа, ведь там состоялся первый показ в декабре 1895 года. На бульваре Капуцинов в Париже первый сеанс собрал большое количество любопытных.
Уже через год русский режиссер Владимир Ромашков проводит общественную трансляцию собственного фильма – «Понизовая вольница». Картина повествует о бунтовщике из народа Стеньке Разине. В основу короткометражки легла песня «Из-за острова на стрежень». Хронометраж картины – 8 минут. Ромашков представил свое творение на суд зрителей в 1896 году.
Отечественные кинематографисты быстро учились и даже сделали несколько революционных для отечественного кино прорывов:
В фильме «Броненосец Потемкин» впервые появился цвет. Флаг страны Советов развивался победным красным цветом на экранах кинозалов.
Услышать, а не только увидеть героев кино зрители впервые смогли в 1923 году. В картине Николая Экка «Путевка в жизнь» появился звук, а одну из главных ролей сыграл марийский актер Йыван Кырла.
В 1930 году отечественное кино стало цветным.
Правительство СССР считало кино серьезным инструментом влияния на массы, поэтому полностью его контролировало. При этом в киноиндустрию вкладывались немаленькие деньги.
Любимый многими поколениями фильм "Чапаев" братьев Васильевых был снят в 1934 году. На I Международном Московском кинофестивале в 1935 году, председателем жюри которого был Сергей Эйзенштейн, создатели "Чапаева" получили первую премию.
Недавний ученик и ассистент Сергея Эйзенштейна – Григорий Александров ("Веселые ребята", "Цирк", "Волга-Волга") стал официальным королем комедии 1930-х, а его жена Любовь Орлова – главной звездой экрана.
Великая Отечественная война (1941-1945) резко изменила тематический и жанровый спектр российского кино. После пилотных короткометражек "Боевых сборников" появились полнометражные фильмы о войне.
"Оттепельная" либерализация кремлевского курса второй половины 1950-х (после смерти Сталина) вызвала резкое увеличение фильмопроизводства и приток режиссерско-актерских дебютов. Заметной фигурой стал Григорий Чухрай ("Сорок первый", "Баллада о солдате", "Чистое небо"). Шедевр режиссера Михаила Калатозова и оператора Сергея Урусевского "Летят журавли" завоевал "Золотую Пальмовую ветвь" Каннского фестиваля.
"Оттепель" позволила выйти на экраны не только артхаусным фильмам Андрея Тарковского ("Иваново детство"), Глеба Панфилова ("В огне брода нет") и Ларисы Шепитько ("Крылья"), но и подарила зрителям удовольствие настоящего развлечения в комедиях Леонида Гайдая ("Операция "Ы", "Кавказская пленница", "Бриллиантовая рука"), Эльдара Рязанова ("Берегись автомобиля!") и Георгия Данелии ("Я шагаю по Москве").
В 1970-1980-е годы были сняты такие шедевры – "Зеркало" и "Сталкер" Андрея Тарковского, "Парад планет" Вадима Абдрашитова, "Мой друг Иван Лапшин" Алексея Германа, "Печки-лавочки" и "Калина красная" Василия Шукшина, "Начало" и "Прошу слова" Глеба Панфилова, "Военно-полевой роман" Петра Тодоровского и многие другие.
Посещаемость кинозалов в России была одной из самых высоких в мире. Десятки миллионов зрителей смотрели комедии Леонида Гайдая ("12 стульев", "Иван Васильевич меняет профессию"), Георгия Данелии ("Афоня", "Мимино"), Эльдара Рязанова ("Ирония судьбы", "Служебный роман", "Вокзал для двоих"), зрелищные ленты Владимира Мотыля ("Белое солнце пустыни") и Александра Митты ("Экипаж"). Абсолютными рекордсменами проката тех лет стали мелодрама Владимира Меньшова "Москва слезам не верит", завоевавшая "Оскар", и боевик "Пираты ХХ века" Бориса Дурова.
В 90-е годы в стране царствует перестройка. Кино становится другим, исчезают деревенские, простоватые парни, для которых служить Родине на фронте или в тылу честь. Появляются новые провокационные персонажи. Яркий пример – герой режиссера Алексея Балабанова – Данила Багров. Кинообраз становится культом своего времени.
Сейчас с уверенностью можно говорить о том, что российское кино продолжает свое развитие. Режиссеры из России испытывают себя в новых жанрах, а современные фильмы, благодаря высокому качеству, начинают покорять сердца даже за рубежом.
Центральная библиотека представляет подборку книг о наших любимых советских и российских киноактерах: мемуары, биографии, воспоминания коллег и друзей, неизвестные фотографии и сцены из знаменитых фильмов и спектаклей; творческий путь, работы в театре и кино; размышления о современном киноискусстве выдающихся актеров ушедшей эпохи, среди которых Александр Абдулов, Леонид Быков, Юрий Никулин, Валентина Талызина, Олег Даль, Олег Янковский, Любовь Полищук, Ирина Мирошниченко и многие другие.
Любая из представленных книг это не просто рассказ об актерской профессии, это страницы о жизни в глобальном смысле слова. Если вы хотите провести несколько вечеров с интересным собеседником, услышать искренний рассказ знаменитых актеров о своей жизни и творчестве — эти книги для Вас. В них — своеобразный отчет Мастеров перед зрителем и читателем, ретроспективный взгляд на уходящий век и жизнь в целом людей, пытавшихся своим трудом и талантом изменить мир…