Многие художественные произведения затрагивают проблемы толерантности, взаимопонимания и взаимоприятия.
Сказка Андерсена «Гадкий утенок» преподносит важный урок толерантного отношения к тем, кто отличается от окружающих своей внешностью. То, что один не похож на другого, не означает, что он заслуживает пренебрежительного отношения.
Гадкий утенок даже сам себе казался безобразным. Лишь тогда осознал, что он другой, когда встретил лебедей и понял, что он один из них. Ведь эти грациозные птицы приняли его в свое сообщество, заботливо и уважительно отнеслись к молодому лебедю, которого среди уток и кур долго считали некрасивым переростком.
В сказке Киплинга «Маугли» образцами толерантного поведения служат животные. Они воспитывают из «человеческого детеныша» достойную и благородную личность, понимающую звериный язык. Маугли уважает авторитет старших, в роли которых здесь выступают Балу, Каа и Багира. Он терпеливо выслушивает их наставления, старается во всем следовать советам мудрых животных.
В повести В. Г. Короленко «В дурном обществе» («Дети подземелья») мальчик Вася из семьи, занимающей высокое общественное положение в городке, где происходит действие, подружился людьми из «дурного общества», отверженными, бездомными, находящими пропитание воровством. Сын судьи Вася и нищие Валек и Маруся становятся верными друзьями. Вася сумел своим чистым детским сердцем принять чужую боль и страдание. И именно эта «странная» дружба помогла Васе найти взаимопонимание с отцом, который не понимал одиночества сына, погрузившись в горе после смерти жены. Благодаря этой дружбе Вася и его младшая сестра Соня уважительно относились к людям разных социальных слоев.
В рассказе К. М. Станюковича «Максимка», повествуется о сострадании русских военных моряков маленькому афроамериканцу, которого они подобрали в открытом океане. Мальчик был собственностью капитана пиратского судна, который жестоко обращался со своим рабом. Вначале мальчик боялся русских матросов, потому что думал, что все белые люди злые. Доктор вылечил мальчика. Пожилой матрос Лучкин привязался к нему по-отечески, сшил одежду и обувь. Он же дал негритёнку имя – Максимка, потому что его спасли в день святого угодника Максима. Когда Лучкин спросил у матросов, принимают ли они Максимку в артель, все согласились и уговорили капитана оставить ребенка на корабле юнгой.
В рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» главная мысль о том, что нет плохих национальностей, а есть хорошие и плохие люди разных национальностей.
Герой рассказа русский офицер Жилин, служивший на Кавказе в действующей армии, отличается отвагой, силой характера и миролюбием. Он едет в Россию, в отпуск, повидаться с матушкой, но попадает в плен к татарам.
Толстой описывает аул, одежду татар, их нравы и обычаи. Многие татары относятся к Жилину уважительно и доброжелательно: он быстро выучил татарский язык, был мастером на все руки. Девочка Дина, дочь местного князя, уважает Жилина и сострадает ему. Она украдкой носит пленнику молоко, лепешки и, наконец, устраивает побег, узнав о том, что русскому грозит смерть.
В «Альпийской балладе» В. Быкова события истории разворачиваются во время Великой Отечественной войны. Из лагеря фашистов сбегают пленники: русский солдат Иван и Джулия, девушка из Италии. У них было всего три дня. Три дня долгожданной свободы, погони и жизни в сложнейших условиях. Когда фашисты настигли беглецов, Иван взял всю вину на себя, за что поплатился жизнью. Джулия всю свою жизнь берегла память о смелом солдате. После окончания войны она отыскала в России его родственников и написала им о гибели Ивана. Она хотела рассказать о подвиге простого солдата, который спас незнакомую иностранку. Они ведь даже не знали языка друг друга.
Проблема толерантности сложная для понимания. Она может возникать в различных сферах жизнедеятельности и ситуациях. И подводя итоги под всем выше сказанным, можно отметить следующее: толерантность – это человечность. А человечность является ни чем иным, как способностью уживаться с себе подобными, не приуменьшая их значимости и не теряя своей индивидуальности.