А вы знали, что сегодня Международный день памятников и исторических мест?

18 апреля 2022 г.

          Девизом Международного дня памятников и исторических мест, который отмечается в мире ежегодно 18 апреля, стали слова: «Сохраним нашу историческую родину». К этой дате в Карайской  библиотеке оформлена книжная выставка "Шочмо мландын кумылжо", а на страницах своего сообщества ВКонтакте библиотека рассказала две версии названия реки Петъялка, которая протекает по территории Петъяльского поселения.


                      Река Пёт (Пётка, Петьялка)
Существует две версии названия реки. Первая  версия связана с тем, что в древности племена мари двигались в эти глухие места со стороны Волги (от нынешних Помар). Места тут были богаты зверем и дичью, и трудный лесной путь перегораживала быстрая и полноводная речка, за которой стояла живописная гора. От марийского слова: переграждать, перекрывать, и произошло название речки: Пёт (звук «ё» читается кратко, близко к звуку «о»). Тут же били чистые и вкусные родники, поэтому место понравилось, и люди решили здесь основать свой илем, который и получил название Петьял.
По другой  легенде дело было так: давным-давно на этой территории находился большой дремучий лес. Пришел сюда со стороны деревни Керебеляк мужик с тремя сыновьями, которых звали Пектык, Сурган, Тогзян. Понравилось им это место, и решили они здесь остаться. Каждый из них построил здесь дом и обзавелся хозяйством. Жители д. Петъял до сих пор две улицы называют Сурлук и Тогзянлук, по именам двух поселенцев. Название же реки (и потом деревни) произошло от имени старшего сына Пектык. Заменив букву К на Т  - получилось: Пет и Пет-ял (ял-деревня).
Вторая версия, конечно, менее реальна, так как по многим данным заселение мари долины реки Пёт произошло намного раньше, чем заселение в Керебелякском крае, о чем говорят легенды самих Мушмари, исторические данные, а также то, что Галицкая дорога проходила в этих краях ещё во времена Казанского ханства. Поэтому, скорее всего, обе легенды происходят от одного корня, то есть мари пришли сюда именно с запада. Косвенно это подтверждает и тот факт, что Петьяльские мари не называют себя мушмари, тогда  как, Керебелякские мари (а также мари на правобережье Илети: Озёрки, Шигаково, Кожла-Сола, Ошутьялы, Шелангер) однозначно относятся к мушмари. Местные краеведы отмечают и тот исторический факт, что река Илеть в древности являлась естественной границей племенных союзов, которую старались не пересекать, чтобы не попадать в чужие охотничьи угодья. Про это есть отдельные легенды и рассказы.
 Одна из многочисленных легенд этого края так рассказывает о заселении древними мари долины реки Пёт. В древности племена мари жили в дремучих лесах около реки Казанка (нынешний Татарстан). Но постепенно Булгары (потом татары) обживали новые территории и продвигались на север. Это вынуждало мари уходить из насиженных мест.  Так, и Ази со своей женой Чачавий во время бегства от татарского хана нашли красивое и укромное место около маленькой речки. Место молодым понравилось, и они решили здесь обосноваться. Построили дом, Чачавий собирала лесные ягоды, грибы, делала запасы на зиму. Ази выкорчевал лес, вспахал землю, посеял рожь, семена одолжил у Эштывай кугыза, который жил в соседнем илеме. Весной у них родились близнецы. Сыновей назвали в честь отца: Кугу Ази и Изи Ази.
Позже у них появились три дочери: Ласкай, Сасканай и Унай, а затем сын Ор Ази ("Ор" означало "новый"). Илем расширялся, стал деревней, которую назвали в честь младшего сына - "Оразъял" (Новый Азъял). Когда стали частыми набеги татар на эти края, старый Ази стал искать новые места для жилища, чтобы быть подальше от "врагов". Ази переселяет старших сыновей за реку Петку, у которой были крутые берега, а дальше - непроходимые леса. В ту сторону татары не наведывались. Кугу Ази переселился выше, хотя местность была болотистой. Илем разрастался и превратился в большую деревню Кушыл Азъял (Верхний Азъял). Изи Ази переселился ниже, в равнинную часть. Эту деревню назвали Улыл Азъял (Нижний Азъял). В окрестностях деревни били чистые родники, овраги с маленькими речушками. Так возникли деревни Оразъял, Верхний Азъял и Нижний Азъял. В Оразъяле сейчас уже нет жителей марийцев - татары вытеснили их. Но название деревни сохранилось марийское.
Верховья  реки, расположены в полях. Немного южнее истока (4 км.) расположено озеро Юртушинское.  Летом речушка здесь превращается в ручей, а вода в Пётке мутноватая и даже кое-где зацветает.
Речка протекает мимо деревень Кульбаш, Юртыш, Большие Яки, Каратмень, Уразла, Олыкял, Никольское (где стоял езжалый двор на Старой Казанской (Галицкой) дороге).

Мы используем cookies. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с этим. Нажмите на кнопку «Согласен», и уведомление исчезнет.