Девизом Международного дня памятников и исторических мест, который отмечается в мире ежегодно 18 апреля, стали слова: «Сохраним нашу историческую родину». К этой дате в Карайской библиотеке оформлена книжная выставка "Шочмо мландын кумылжо", а на страницах своего сообщества ВКонтакте библиотека рассказала две версии названия реки Петъялка, которая протекает по территории Петъяльского поселения.
Река Пёт (Пётка, Петьялка)
Существует две версии названия реки. Первая версия связана с тем, что в древности племена мари двигались в эти глухие места со стороны Волги (от нынешних Помар). Места тут были богаты зверем и дичью, и трудный лесной путь перегораживала быстрая и полноводная речка, за которой стояла живописная гора. От марийского слова: переграждать, перекрывать, и произошло название речки: Пёт (звук «ё» читается кратко, близко к звуку «о»). Тут же били чистые и вкусные родники, поэтому место понравилось, и люди решили здесь основать свой илем, который и получил название Петьял.
По другой легенде дело было так: давным-давно на этой территории находился большой дремучий лес. Пришел сюда со стороны деревни Керебеляк мужик с тремя сыновьями, которых звали Пектык, Сурган, Тогзян. Понравилось им это место, и решили они здесь остаться. Каждый из них построил здесь дом и обзавелся хозяйством. Жители д. Петъял до сих пор две улицы называют Сурлук и Тогзянлук, по именам двух поселенцев. Название же реки (и потом деревни) произошло от имени старшего сына Пектык. Заменив букву К на Т - получилось: Пет и Пет-ял (ял-деревня).
Вторая версия, конечно, менее реальна, так как по многим данным заселение мари долины реки Пёт произошло намного раньше, чем заселение в Керебелякском крае, о чем говорят легенды самих Мушмари, исторические данные, а также то, что Галицкая дорога проходила в этих краях ещё во времена Казанского ханства. Поэтому, скорее всего, обе легенды происходят от одного корня, то есть мари пришли сюда именно с запада. Косвенно это подтверждает и тот факт, что Петьяльские мари не называют себя мушмари, тогда как, Керебелякские мари (а также мари на правобережье Илети: Озёрки, Шигаково, Кожла-Сола, Ошутьялы, Шелангер) однозначно относятся к мушмари. Местные краеведы отмечают и тот исторический факт, что река Илеть в древности являлась естественной границей племенных союзов, которую старались не пересекать, чтобы не попадать в чужие охотничьи угодья. Про это есть отдельные легенды и рассказы.
Одна из многочисленных легенд этого края так рассказывает о заселении древними мари долины реки Пёт. В древности племена мари жили в дремучих лесах около реки Казанка (нынешний Татарстан). Но постепенно Булгары (потом татары) обживали новые территории и продвигались на север. Это вынуждало мари уходить из насиженных мест. Так, и Ази со своей женой Чачавий во время бегства от татарского хана нашли красивое и укромное место около маленькой речки. Место молодым понравилось, и они решили здесь обосноваться. Построили дом, Чачавий собирала лесные ягоды, грибы, делала запасы на зиму. Ази выкорчевал лес, вспахал землю, посеял рожь, семена одолжил у Эштывай кугыза, который жил в соседнем илеме. Весной у них родились близнецы. Сыновей назвали в честь отца: Кугу Ази и Изи Ази.
Позже у них появились три дочери: Ласкай, Сасканай и Унай, а затем сын Ор Ази ("Ор" означало "новый"). Илем расширялся, стал деревней, которую назвали в честь младшего сына - "Оразъял" (Новый Азъял). Когда стали частыми набеги татар на эти края, старый Ази стал искать новые места для жилища, чтобы быть подальше от "врагов". Ази переселяет старших сыновей за реку Петку, у которой были крутые берега, а дальше - непроходимые леса. В ту сторону татары не наведывались. Кугу Ази переселился выше, хотя местность была болотистой. Илем разрастался и превратился в большую деревню Кушыл Азъял (Верхний Азъял). Изи Ази переселился ниже, в равнинную часть. Эту деревню назвали Улыл Азъял (Нижний Азъял). В окрестностях деревни били чистые родники, овраги с маленькими речушками. Так возникли деревни Оразъял, Верхний Азъял и Нижний Азъял. В Оразъяле сейчас уже нет жителей марийцев - татары вытеснили их. Но название деревни сохранилось марийское.
Верховья реки, расположены в полях. Немного южнее истока (4 км.) расположено озеро Юртушинское. Летом речушка здесь превращается в ручей, а вода в Пётке мутноватая и даже кое-где зацветает.
Речка протекает мимо деревень Кульбаш, Юртыш, Большие Яки, Каратмень, Уразла, Олыкял, Никольское (где стоял езжалый двор на Старой Казанской (Галицкой) дороге).