Копцев Геннадий Романович (1942—1994)

Родился 26 октября 1942 г. в д. Куруктуры (Курыктӱр) ныне Волжского р-на РМЭ в крестьянской семье. Рано осиротел: отец погиб на фронте в 1943 г. В детстве научился играть на гармошке. В 1960 г. окончил Помарскую среднюю школу и поступил в Государственный институт театрального искусства им. А.В.Луначарского, на курс Н.Ф.Чефрановой и П.В.Лесли.
В 1965 г. после окончания учебы был принят в труппу Марийского драматического театра им. М.Шкетана, где проработал до последних дней. Поначалу был преимущественно занят в ролях комедийного плана. В первой же большой роли — Тимошка (А.Волков «Каче-влак» / Женихи, 1966) — уверенно заявил о себе как о самобытном, думающем актёре. Душевная простота и непосредственность его героев, таких как Кузяк (Н.Айзман «Кай, кай Йыванлан» / Выйди, выйди за Ивана, 1971),  Чопай и голодный дружка (С.Николаев «Салика», 1966), Немыч Вӧдыр (М.Шкетан «Эренгер», 1967) и др., стали воплощением народного юмора и оптимизма.
Драматическое дарование актера раскрылось в таких ролях, как Янгелде (С.Николаев «Айвика, пост. 1962), Карандышев (А.Островский «Кузыкдымо ӱдыр» / Бесприданница, 1968), Осып (М.Шкетан «Ачийжат-авийжат!..» / Эх, родители!.., 1972), Лазар Семон (Н.Лекайн «Кӱртньӧ вий» / Железная сила, 1971) и др. Он по праву стал одним из самых репертуарных актёров театра, снискал горячую любовь зрителей.
В 1977 г. Г.Копцеву было присвоено почётное звание «Заслуженный артист Марийской АССР».
Актёр создал галерею убедительных и запоминающихся образов в спектаклях классического репертуара: Прохор Храпов (М.Горький «Васса Железнова», 1976), Сиплый (Вс.Вишневский «Оптимистическая трагедия», 1980), Шут (В.Шекспир «Лир кугыжа» / Король Лир, 1984), Стенли Ковальский (Т.Уильямс «Языкан йӱд» / Трамвай «Желание», 1992), Иван Павлович Яичница (Н.Гоголь «Каче пазар» / Женитьба, 1994) и другие.
Масштабные, полные жизненной силы характеры современников создал актёр в пьесах советских драматургов — Элыксандр (Т.Миннуллин «Чодыраял Элыксандр» / Белая ворона, 1981), Михай Груя (И.Друце «Илыш сескем» / Святая святых, 1982), Дурмишхан (О.Иосселиани «Орва кумыкталтын» / Арба перевернулась, 1985), Мужчина  (А.Гельман «Пиалем, ит кодо!..» / Скамейка, 1988) и т.д.
Глубина и подлинно народная природа таланта Г.Копцева раскрылись в пьесах марийских драматургов. Сложный, противоречивый характер купца Фёдора Голованова создал актёр в драме К.Коршунова «Кӱдырчан ӱжара» («Грозовое зарево», 1977). Несгибаемость воли и благородство души солдата Великой Отечественной воплотил он в образе Истак Микале в драме М.Рыбакова «Венгр рапсодий» («Венгерская рапсодия», 1983). Достойным идейным противником предводителя народного восстания Акпатыра из одноимённой пьесы С.Чавайна (пост. 1987) предстал в его исполнении староста Пекеш Сави. Воплощением народной мудрости, юмора и остроумия стал Савик, главный герой инсценировки одноименного романа Н.Игнатьева (1989). Яркие характеры создал актёр в комедиях Н.Арбана: Одоким («Кеҥеж йӱд» / Летняя ночь, 1973), Тукманов («Тулар ден тулаче» / Сват и сваха, 1983) и др. Едкой сатирой пронизаны образы персонажей в пьесах М.Рыбакова — предводитель чертей Иявуй («Онарын кердыже» / Меч Онара, 1989), крупный чиновник застойно-застольного периода Байгузин («Мокмыр»/ Похмелье, 1990), ловкий предприниматель Тоймар («Тӱрлемӱдыр» / Кружевница, 1991) и другие.
Профессионализм, драматический темперамент, масштабность мышления позволяли актёру поднять любой из создаваемых образов до уровня художественного обобщения. Актёру было присуще стремление к раскрытию  внутреннего мира героя, к изображению человеческих судеб в момент социально-исторических сдвигов.
В 1989 г. Г.Копцеву было присвоено почётное звание «Заслуженный артист РСФСР».
В начале 90-х годов Г.Копцев заявил о себе и как режиссёр, поставив на сцене театра им. М.Шкетана комедию турецкого драматурга А.Несина «Ӧндал мыйым, пиктен пушт» («Задуши меня, голубчик», 1993).
На протяжении многих лет актер плодотворно работал на Марийском радио: поставил ряд инсценировок произведений марийских авторов, более 20 лет вел популярную литературно-музыкальную передачу «Поро кас» («Добрый вечер»), в фондах радио хранятся его исполнительские записи. Г.Копцев известен в республике и как автор музыки популярных песен, среди которых «Эрвел лыве» («Восточная бабочка»), «Продавщица», «Ит мужед, таҥем» («Не гадай, любимая») и другие.
Среди последних ролей Г.Копцева следует особо отметить роль Мужчины в шляпе в народной трагедии Ю.Байгузы «Порсын лӱҥгалтыш» («Шёлковые качели», 1992). Актёр создал масштабный образ властного, хитрого, честолюбивого человека, стоящего на промежуточной ступени между верховной властью и народом.
Г.Р.Копцев трагически погиб 28 сентября 1994 года.

Литература о жизни и творчестве
 

  • Петухов В. Мастарлыкыш ошкыл (Шаги к мастерству) // Марий коммуна. 1969. 30 март.
  • Георгина М.А. Спектакли по переводным пьесам в современном марийском репертуаре // Вопросы марийского фольклора и искусства. Йошкар-Ола, 1977.  С.74—90.
  • Ефимова Н. Звезда мечты // Марийская правда. 1984. 1 мая.
  • Копцев Г. Парыман улам (В неоплатном долгу) // Марий коммуна. 1990. 1 янв.
  • Мокеева А. «Сай илышлан ӱшанем» («Верю в хорошую жизнь») // Кугарня.  1992. 2 май.
  • Юдин В. «Мый пиалан улам» («Я счастливый человек») // Марий Эл. 1992. 14 нояб.
  • Регеж-Горохов В. Щедрый дар // Марийская правда. 1992. 14 нояб.
  • Реквием // Кугарня. 1994. 7 окт.
  • Ефимова Н. Памяти актёра // Марийская правда. 1994. 26 окт.
  • Белкова С. Илыш ӱмыржат пеш кужу, шонышым... (Думалось, жизненный  путь такой длинный...) // Марий Эл. 1995. 3 окт.
  • Русанов Ю. Юмо суд деч садак от утло (Божьего суда не избежать): Судебный очерк // Кугарня. 1995. 20 окт.
  • Бирючева О. «Прошу помиловать»: Криминальное чтиво // Марийская правда. 1997. 22 марта.
  • Русанов Ю. «Кӧранымашым чонышто ашнен огыл...» («В его душе не было зависти») // Марий Эл. 1999. 28 сент.
  • Регеж-Горохов В. Марий Никулин, марий де Фюнес (Марийский Никулин, марийский де Фюнес) // Марий Эл. 2002. 25 окт.
  • Белкова С. Ӱмыржым ыштыме паша шуя (Сделанное продляет его жизнь) // Марий Эл. 2002. 3 дек.
  • Константинова Г. Просто большой артист // Марийская правда. 2002. 7 дек.

Оцифрованные статьи из периодических изданий

Мы используем cookies. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с этим. Нажмите на кнопку «Согласен», и уведомление исчезнет.