Каменная церковь во имя святого Дмитрия Солунского в Новых Паратах строилась в течение трех лет и была завершена в 1861 году. Сооружение храма производилось на средства купцов Казанского уезда Платонова и Атлашкина. Последний оказывал помощь в строительстве Раифского монастыря под Казанью, в котором и был погребен. Первым настоятелем храма был отец Павел Вишневецкий, основавший в 1859 году в селе первую школу. По данным волжских краеведов Г. Калинкина и Е. Старикова зять священника Виктор Челноков начал составлять летопись храма, почти единственный сохранившийся документ. По некоторым данным зодчим церкви был архитектор-художник Иванов. Здание церкви сохранилось и представляет собой четверик, завершенный сферическим куполом, увенчанным глухим барабаном и луковичной главой. Широкие окна четверика, а также трапезной, карниз из квадратных углублений, удачное сочетание двух цветов — красного и белого делают постройку нарядной и праздничной. В древнерусских формах XVII века решена шатровая колокольня. Декор ее первого яруса повторяет убранство основного куба храма. Легкий шатер придает всей постройке легкость, особую приподнятость. На колокольне размещались 7 колоколов. Разорение храма началось в 30-е годы. В 1934 году храм был закрыт, уничтожена богатейшая церковная библиотека, в которой хранилось 200 томов книг, в том числе сочинения Императрицы Екатерины II. Церковная утварь разграблена, священник и староста репрессированы. Длительное время церковь пустовала, в 70-е годы в ней располагался комбикормовый цех. Только в декабре 1989 года в селе была зарегистрирована община верующих, и храм передан ей. 1 июня 1990 года архиепископ Казанский и Марийский Анастасий вновь освятил главный престол в честь Святой Троицы. Помимо главного престола в храме располагаются приделы во имя святого великомученика Димитрия Солунского и святителя Николая Мирликийского, чудотворца. С 1991 года, уже четверть века, приход окормляет священник Евгений Бакутов. И все эти годы шла реставрация: полностью перекрыта кровля, сделан внутренний косметический ремонт, обновлен иконостас. Отремонтирован и освежен храм и внешне. На территории построена трапезная.
К церкви приписаны часовни: во имя великомученика Димитрия Солунского и девяти мучеников Кизических (дер. Старые Параты), а так же кладбищенская – святой великомученицы Екатерины. Имеются в Новых Паратах и освященные источники: в честь Грузинской иконы Божией Матери и источник с купелью в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник».
Святой источник Грузинской иконы Божией Матери....
Чтобы найти этот источник, от церкви надо повернуть направо, сойти с асфальта на щебенчатую дорогу, а потом первым же переулочком налево спуститься в овраг. У источника обустроена купальня в виде душа. Грузинская икона Божией Матери в русской православной церкви почитается как чудотворная. Считается, что благодатная сила этого чудотворного образа позволяет исцелять самые разнообразные недуги, болезни желудка, глазные и зубные заболевания, помогает при душевных расстройствах, а также может даровать женщинам, страдающим от бесплодия, долгожданное потомство. Случаи чудесных исцелений, даруемых иконой и ее чтимыми списками, зафиксированы в церковных летописях.
Святой источник в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» ...
Чтобы найти этот источник, надо снова вернуться на ту же улицу и идти по щебенчатой дороге, никуда не сворачивая, оставляя дома всё время с правой стороны. Пройдя метров 300, дойдём до красивого персикового цвета кирпичного дома, а напротив него через дорогу палисадник с кирпичными столбиками. Вот тут вдоль палисадника и нужно спускаться в овраг к источнику. На святом месте установлен Крест с иконой Божией Матери «Живоносный источник», оборудована купальня, имеется колодец.
Беспокойство души, немирность, беспричинное томление. Мы ищем в стороне от святого живоносного источника утоления своей жажды. Ищем кто где. И – не находим. И гневаемся на жизнь, на ее путы, сдерживающие наш нетерпеливый галоп. Перед иконой «Живоносный источник», может, и вразумимся? Может, дана будет нам ясность ума и простая мысль посетит: «Не там ищу, не там утоляю жажду».